Первое увеличение станет наиболее значительным — сбор вырастет на 80%, что повлияет на цены на новые автомобили, а в дальнейшем скажется и на стоимость подержанных. По оценкам некоторых автодилеров, к 2030 году цены на новые автомобили могут удвоиться по сравнению с нынешними. Мы обратились к специалистам отрасли, чтобы они оценили все последствия повышения утилизационного сбора.
С 1 октября вступят в силу новые ставки утильсбора.
Для одной из самых популярных категорий новых автомобилей с моторами объемом от 1 до 2 литров сбор вырастет с 306 000 до 556 200 рублей. Для новых легковушек, предназначенных для перепродажи и с двигателями до 1 литра, утильсбор увеличится до 150 200 рублей, вместо прежних 81 200. Если автомобиль оснащен двигателем объемом от 2 до 3 литров, то его стоимость утильсбора составит 1 562 800 рублей, что значительно выше предыдущих 844 800 рублей. Для автомобилей с двигателями от 3 до 3,5 литра утильсбор вырастет с 970 000 до 1 974 000 рублей, а для машин с моторами более 3,5 литра — с 1 235 200 до 2 285 200 рублей.
Рабочий объём двигателя: | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год |
---|---|---|---|---|---|---|
Не более 1 л | 180 200 рублей | 216 400 | 238 000 | 261 800 | 288 000 | 316 800 |
От 1 до 2 л | 667 400 | 800 800 | 880 800 | 969 000 | 1 065 800 | 1 172 400 |
От 2 до 3 л | 1 875 400 | 2 250 600 | 2 475 600 | 2 723 200 | 2 995 400 | 3 295 000 |
От 3 до 3,5 л | 2 153 400 | 2 584 000 | 2 842 400 | 3 126 800 | 3 439 400 | 3 783 400 |
Более 3,5 л | 2 742 200 | 3 290 600 | 3 619 600 | 3 981 600 | 4 379 800 | 4 817 800 |
Согласно постановлению правительства, увеличение утильсборов не будет касаться физических лиц, которые приводят автомобили с объемом двигателя до трех литров для собственного пользования. Для данной группы транспортных средств сумма утильсбора останется на уровне 3400 рублей для новых машин и 5200 рублей для легковых автомобилей, старше трех лет. Эти условия должны сохраняться до 2030 года.
Повышение утильсбора затронет как автомобили зарубежного производства, так и те, что собраны в России. При этом ставки для отечественных авто будут значительно ниже (точные цифры в постановлении не указаны). Таким образом, цена на автомобили марки Лада также возрастет, однако не так существенно, как на иномарки. Для специализированной дорожной и строительной техники предусмотрены отдельные условия, и там индексация утильсбора вступит в силу через несколько лет.
Зачем увеличивают утильсбор
Вопрос о повышении ставок утильсбора впервые обсуждался в апреле 2024 года, когда на правительственном совещании Максим Соколов, руководитель АвтоВАЗа, предложил ввести прогрессивную шкалу налога, резко увеличив его при принятии мер. Это предложение встретило негативную реакцию на рынке, и многие сомневались в том, что правительство пойдет на такие шаги. Тем не менее, импортеры уловили намек и начали разрабатывать долгосрочные стратегии в новых условиях.
Генеральный директор компании «Автодом», Андрей Ольховский, считает, что утверждение долгосрочной шкалы индексации утильсбора до 2030 года является необходимым и своевременным решением для российского автомобильного рынка. Это, по его мнению, поможет в создании инвестиционных планов и усилит предсказуемость рыночных условий.
Ольховский убежден, что даже с введением изменений, автомобилистам не стоит переживать о резком росте цен на автомобили, особенно которые собираются в России. При этом коэффициенты на машины с двигателями до 3 литров, ввозимые физическими лицами, останутся без изменений.
Согласно прогнозам ассоциации «Российские автомобильные дилеры», увеличение утильсбора приведёт к росту цен на новые автомобили в России на 15% в октябре, а ещё на 15% — в начале следующего года. В результате, до конца сентября ожидается резкий всплеск продаж, за которым, скорее всего, последует значительное сокращение. По оценкам РОАД, за шесть лет стоимость новых автомобилей вырастет вдвое по сравнению с 2024 годом.
Максим Соколов, глава АвтоВАЗа, отметил, что повышение утильсбора должно побудить китайских производителей налаживать сборку своих машин в России, создавать совместные проекты с местными компаниями и использовать внутренние запчасти. Он уверен, что это может стать единственным стимулом для импортёров развивать производство в стране.
Тем не менее, незадолго до внедрения нового утильсбора китайское правительство на встрече с местными автопроизводителями предостерегло от инвестиций в производство в нескольких странах, включая Россию. Причиной стала озабоченность по поводу возможного заимствования передовых технологий в сфере электромобилей и геополитических рисков. Регуляторы Китая рекомендовали ограничиться крупно- или мелкоузловой сборкой при локализации производств за границей.